21.03.2025
45
На краю белорусской границы, где клены и березки шепчутся с ветром, а туманы стелются по утрам, как молочная река, стоит пограничная застава «Мохро». Здесь, среди суровых будней и камуфляжа, пахнет домашним борщом и свежим хлебом. Этот аромат – творение Екатерины Ерославовны Котович, женщины, чьи руки с детства помнят тяжесть чугунка и тепло теста.
Екатерина родилась в соседней деревне Вулька-Мохровская в многодетной семье, где подрастало пять озорных мальчишек и три девочки.
– У нас никто не спрашивал, нравится тебе стоять у печи или нет – надо значит надо, – вспоминает героиня.
С малых лет она училась превращать скромные продукты в праздник, пока родители с утра до ночи работали в поле. Но труд для Екатерины не был обузой, напротив, готовка стала ее языком любви: так она заботилась о младших. Особенно всем домочадцам нравились ее фирменные вареники с творогом или черникой.
В юности Екатерина мечтала о тишине монастырских стен, но судьба распорядилась иначе. Встреча с будущим мужем окончательно стерла все сомнения и сменила планы. Любовь, замужество, рождение сына – жизнь заиграла новыми красками. Молодая семья обосновалась в деревне Мохро. С супругом они сумели вывести формулу счастливой совместной жизни, основные элементы которой – взаимоуважение и умение слышать друг друга. За все эти годы Екатерина Ерославовна сменила несколько рабочих мест, но дольше всего – почти 25 лет – отработала в санатории «Алеся». К месту назначения добиралась в основном на велосипеде в компании односельчан.
– В прошлом году решила, что хватит с меня этих поездок, задалась целью найти работу ближе к дому, даже не ожидала, что всё так удачно сложится, – с улыбкой рассказывает собеседница. – Ведь от моего дома до пограничной заставы рукой подать.
Сын, выросший под звон кастрюль, уже создал собственную семью, работает в Минске, на малую родину приезжает редко. Но Екатерина не жалуется:
– У каждого своя дорога, зато мы постоянно поддерживаем связь по телефону. Сашенька также проявляет интерес к кулинарии, мы часто советуемся, как лучше приготовить то или иное блюдо.
Военнослужащие срочной службы нередко называют Екатерину Ерославовну «мамой» – не только за щедрые порции, но за тихий голос и умение слушать. Новобранцы, ностальгируя по дому, приходят на кухню за советом, выкладывают душу: о переживаниях, девушках, планах на будущее.
Меню здесь расписано до грамма: калории, баланс, никаких вольностей. Но Екатерина умеет вплести в стандарт кусочек души – то тмин в квашеную капусту добавит, то мед в горчицу.
– Армейский рацион – как жизнь, – смеется женщина. – Порядок нужен, но без искры – скучно.
– Очень нравится нам мама Катя, она готовит все блюда совсем как домашние. Я больше всего люблю макароны по-флотски с ее фирменным соусом, – отдавая пустую тарелку на кухню, прокомментировал военнослужащий срочной службы Вячеслав Климович.
Рядом с героиней материала трудятся Татьяна Рожковец, которая проживает в деревне Вулька-Мохровская, с ней Екатерина много лет бок о бок проработала в санатории, и молодой повар-срочник Кирилл Подоляк, чей дембель уже стучится в дверь казармы.
Они не спорят о том: повар – женская или мужская профессия.
– На кухне важно сердце, а не пол. Солдат сыт – и мать спокойна, – уверенно говорит Екатерина.
Цветы – ее тихая страсть. На подоконниках алеют герани, скоро возле дома засинеют колокольчики, яркими красками загорятся любимые астры, задышат нежностью розы.
– Земля и люди похожи, – рассуждает собеседница. – И тем, и другим нужны забота и свет.
Вечерами она читает духовную литературу. Вспоминает родителей, уже ушедших в мир иной, думает о сыне и благодарит Господа за возможность быть полезной другим людям и счастливо жить на этой земле.