Меню
Кинологическому центру органов пограничной службы исполнилось 30 лет
Кинологическому центру органов пограничной службы исполнилось 30 лет

24.01.2025

125


24 января исполнилось 30 лет кинологическому центру органов пограничной службы. Первые шаги его специалисты сделали в 1995 году с помощью российских коллег. Сегодня уже сами обучают инструк­торов разных ведомств нашей страны и других государств.

Как всё начиналось

Кинологический центр начал работать с 1995 года на базе действующего тогда Сморгонского пограничного отряда. Постепенно шло его развитие.

– Вначале мы ездили в Российскую Федерацию в кинологический центр ФСБ, который имеет большую историю и богатый опыт, – рассказывает начальник кинологического центра Сергей Каминский. – Учились, общались, садились за стол и делали зарисовки и чертежи: как выглядят территория, родильное, ветеринарное отделения и даже будки… Затем приезжали в Беларусь – и начинали всё делать по эскизам. Постепенно пришли к тому, что сегодня имеем. А это хорошая материально-техническая база и инфраструктура: на огромной территории размещены необходимые для службы отделения, есть места для подготовки специалистов-кинологов и служебных собак, закуплены новые породы. Мы не стоим на месте. И всё это благодаря помощи Госпогранкомитета и командования Сморгонской погрангруппы. Немаловажное значение имеет и наш коллектив. И мы и в дальнейшем будем продолжать развитие, совершенствовать знания, навыки и умения специа­листов-кинологов служебных собак, которые нужны в охране рубежей нашей Родины.

Острый нюх

…служебной собаки и сегодня имеет большое значение. Его не заменят никакие современные технологии, уверены кинологи.

– Когда-то мы пытались уйти от кинологии, но вовремя поняли, что не стоит этого делать. Конечно, сегодня у нас есть современные технические средства охраны Государственной границы, но надо понимать, что без человека они не работают. А нюх собаки не заменит ник­то, – уверен начальник центра.

Многое, конечно, зависит от поры года и погоды. Так, зимой, когда выпал снег и следы нарушителя видны, кинолог со старшим тревожной группы работают по его видимому отпечатку – и вопросов нет.

– А весной, летом, осенью или в оттепель взять след поможет только собака, поскольку она работает по молекулам. Кинологу их не видно, поэтому от собак мы никуда не уйдём, – улыбается Сергей Каминский.

Породистые и полезные

Сегодня кинологический центр органов пограничной службы является учебным подразделением, которое готовит специалистов-кинологов служебных собак. Но огромное внимание здесь уделяют племенной работе и ветеринарному обеспечению.

Специалисты органов пограничной службы в своей деятельности используют более 10-ти пород собак. Самые популярные среди них немецкие, бельгийские, восточно-европейские, голландские овчарки, бордер-колли, лабрадоры, ретриверы и другие. Более 200 собак и 40 щенков сегодня проходят здесь воспитание и обучение для дальнейшей службы в территориальных органах.

– Сравнительно недавно мы приобрели 2 породы: голландскую овчарку и бордер-колли. Они уже применяются в охране Государст­венной границы как в пунктах пропуска для поиска наркотических и взрывчатых веществ, так и на зелёной границе для поиска человека по запаху и следу, – рассказывает начальник кинологического центра. – Эти породы были нам интересны, и важно было изучить, на что они способны. Так, бордер-колли более послушная, у неё развит нюх. Голландскую овчарку приобретали с учётом работы для кинологов, у которых уже есть опыт работы с 1-2 собаками. Это более энергичное животное, которое быстро схватывает и выполняет все поставленные перед ней задачи.

И действительно пришлось удивиться, когда буквально за несколько минут овчарка нашла спрятанного человека.

Рабочий возраст у собаки недолгий – служит она в среднем 8-9 лет. При хороших показателях и достижениях уход на пенсию может быть отсрочен – для этого животное проходит специальное тестирование.

– Не проходит – значит, находим людей, любящих животных, и передаём её по договору дарения. Но первоочередное право на собаку имеет кинолог, – поясняет Сергей Каминский. – Ведь кинолог и собака – это лучшие друзья, единое целое, они должны работать вместе, тогда есть и результат. Не может быть успеха, если собака работает по следу или по поиску наркотических, взрывчатых средств, а человек просто стоит рядом и ничего не делает. Только совместная работа приводит к результативности, ведь наша задача – обеспечить надёжную охрану и защиту Родины.

Цифра

В киноло­гическом центре в 2024 году подготовлено более 850 кинологов срочной службы, 25 контрактников.

За год обучение прошли 500 служебных собак.

Алмаз Каминского

Сергей Каминский возглавил кинологический центр в декабре 2022 года. Хотя, признаётся, жизнь привела его сюда ещё в 2003 году, тогда он здесь проходил срочную службу.

После этого и решил связать свою жизнь с военной деятельностью: поступил на факультет пограничных войск Воен­ной академии, был заместителем начальника отделения пограничного контроля и пограничного поста, начальником пограничного поста и пограничной заставы, заместителем начальника второго отдела первого управления в Полоцком пограничном отряде.

– С 2014 года тесно работаю со специалистами-кинологами и служебными собаками. Уверен, что любой начальник должен знать работу своих подчинённых, и, когда перевёлся в кинологический центр, принял решение обучиться кинологии, – рассказывает Сергей Каминский, демонстрируя своего Алмаза.

– Когда проходил срочную службу, у меня было две собаки. Одна из них восточно-европейская по кличке Гор, очень красивая. Сейчас у меня немецкая овчарка Алмаз. Учусь я по направлению розыскная служба – это огромный пласт работы, который даёт возможность развиваться, это постоянное движение, которое приносит плоды. И я горжусь, что меня учат мои подчинённые – прапорщики и офицеры, у которых было по 3-4 собаки, – у них большой опыт и хорошая подготовка, – говорит начальник кинологического центра.

Гамма Кирилова

Денис Кирилов, начальник второго отделения отдела специальных операций кинологического центра, служит в Сморгонской пограничной группе с 2008 года. Как и многие кинологи, сначала проходил здесь срочную службу, потом остался на контракт.

– Когда пришёл на срочную службу, за мной закрепили собаку. Кинологическое направление мне понравилось, поэтому решил развиваться и совершенствоваться, – рассказывает Денис Кирилов.

Теперь у Дениса 8-месячный лабрадор по кличке Гамма. Взял он её в 2 месяца. Сначала понаблюдал за поведением, затем протестировал и начал тренировать.

– В этом возрасте закладывается база. Потом навыки развиваются и совершенст­вуются, – поясняет начальник отделения. – Всё дело в мотивации. Во-первых, собака должна быть заинтересована; во-вторых, сам кинолог должен видеть цель. Взяв щенка, надо понимать, что с ним можно делать и как.

К тому же, уверен Денис, собака должна чувствовать любовь.

– Есть методики – работаем по ним, но и практика имеет значение – с годами видишь, как сделать лучше. Моё направление – поиск взрывчатки, поэтому с Гаммой отрабатываем именно это. Уверен, в 2 года она уже покажет полноценную работу, – говорит Денис.

Пока же Гамма пристально смотрит в глаза своему хозяи­ну и ответственно выполняет все его команды.

Детский сад

– так с любовью кинологи называют родильное отделение, где щенки делают первые шаги к познанию.

Опыт работы у инструктора службы собак Елены Садовской немаленький: в органах пограничной службы она с 1999 года. На теперешней должности – 4 года.

– И получаю огромное удовольствие от работы с этими малышами. На границе я общалась с людьми, здесь – с собаками. Моя работа заключается в том, чтобы дать щенкам начальную базу. Сейчас вокруг меня один из помётов – они родились 16 октября, – показывает Елена своих воспитанников.

Работы у инструктора немало: она следит за состоянием здоровья щенков, убирает за ними и кормит – всё по расписанию. Кроме того, воспитывает: вначале малыши знакомятся с окружающим миром, затем постепенно начинаются тренировки: через игру инструктор учит их выполнять простейшие команды и понимать человека.

– Мы как воспитатели в детском саду. В помёте – 5-7 щенков. Среди них есть лидеры, которые начинают «душить» остальных. Но всё это можно и нужно пресекать. Как? – улыбается инструктор и утверждает: – Разговором. Они сидят и слушают, преданно смотря в глаза, – и это хороший показатель. Они ловят каждое слово. Всё как с детьми: с ними надо говорить, объяснять, показывать. Например, щенок кусается – и ты его можешь ущипнуть, и он понимает, что что-то делает не так. Хорошо работает метод подражания: если я вижу, что не все щенки пошли на полосу препятствий, кто-то боится, проведу их несколько раз – и трусишки начнут подражать своим товарищам. Если кто-то боится высоты, я начинаю его подкупать, заинтересовывать. И в результате он выполняет то, что я хочу. Бить и ругать нельзя – это не лучший метод воспитания.

Территория родильного отделения закрыта для посторонних, попасть сюда могут только его сотрудники или ветврач. Всё сделано для сохранения малышей и профилактики разных инфекций и заболеваний.

Доктор Айболит

 Кстати, о болезнях. В ки­нологическом центре в первую очередь уделяют внимание их профилактике. Поэтому ветеринарный пункт оснащён современным оборудованием, а на страже здоровья питомцев стоят пять врачей. Одна из них Татьяна Левшевич.

– Ветврачом я решила стать ещё в детстве. Росла в сельской местности, дома было большое хозяйство: 4 коровы, 2 свиньи, куры, гуси… Были и собаки, они помогали нам пасти коров. Первые роды у животных я приняла в 11 лет. И как-то папа сказал, что у человека есть мама и папа, а у них (животных. – Прим. авт.), кроме нас, никого нет. Поэтому теперь у них есть я. Очень люблю животных и хочу им быть другом и помогать, – рассказывает Татьяна Николаевна.

После школы девушка поступила в Витебский институт ветеринарной медицины, распределили её на Сморгонскую районную ветеринарную станцию.

– Занималась здесь однообразной работой, животных практически не видела. И тогда появился вопрос: неужели ради этого я училась 5 лет? Поэтому и начала искать место, где могла бы применить полученные знания. Мне хотелось опыта.

В университете мы проходили акушерство, гинекологию, хирургию, терапию, токсикологию – знания были, а практики не было. И я рада, что теперь могу применить знания здесь на практике: пациенты есть каждый день, – говорит врач ветеринарного пункта.

Здесь есть всё для постановки диагноза: можно провести исследования крови и мочи, сделать УЗИ и рентген. Врачи проводят кесарево и оперативные вмешательст­ва – всё направлено на то, чтобы сохранить животным жизнь. И не только тем, кто находится в кинологическом центре, но и другим – такие услуги врачи оказывают на платной основе.

– Но на первом месте всё же профилактика: вакцинация, ви­таминизация, обработка ин­сек­тицидами – очень важно, когда начинается активизация клещей, всё сделать своевременно, – рассказывает врач. – Конечно, бывают и травмы, спрофилактировать их сложно, случаются и болезни – гинекологические, терапевтические, костной сис­темы. И помочь здесь стараются всем и в любом случае.

Вот так исполнилась детская мечта Татьяны. Уже 14 лет она дарит здоровье своим пациентам. И счастлива, что когда-то пришла сюда на службу.

– Хотя для животного я всё же источник боли. В моей практике была только одна собака, которая относилась к лечению позитивно и, приходя сюда, не испытывала стресс. Остальные идут со страхом: инъекции, обработки и тем более травмы – всё это не очень приятно. Но я успокаиваю себя тем, что работаю им на пользу, – улыбается доктор.

Во благо и для будущего

Несмотря на успехи и достижения, планов у руководства и специалистов центра немало. Уже налажено тесное сотрудничество с разными структурами – и оно укрепляется.

– В этом году мы будем осуществлять подготовку специалистов-кинологов таможенных органов и Белорусской железной дороги по профилям «поиск человека» и «охрана объектов», – рассказал начальник центра.

Три года назад по инициативе кинологического центра для совершенствования навыков, знаний и умений и развития направлений по розыскной и специальной службе была сформирована ячейка силовых структур, которая сегодня занимается развитием кинологии.

– Мы проводим семинары-тренинги по вопросам, которые были выявлены во время несения службы в пунктах пропуска и на зелёной границе, в Министерстве внутренних дел и таможенных органах. Такие отработки проходят не только в кинологическом цент­ре, но и в органах таможенной службы, МВД, МЧС и Министерстве обороны – проблемы, с которыми сталкиваемся, разбираем коллективно и приходим к результату, – говорит Сергей Каминский. – Специалист-кинолог – это очень узкое направление, но оно очень интересное и важное. Преподаватели нашего кинологического центра имеют богатый практический опыт, полученный на зелёной границе. Это люди, которые работали с собаками на пунктах пропуска, на пограничных заставах и пограничных постах и могут передать то, что знают и умеют, молодым военнослужащим, которые будут служить на Государственной границе.