
15.02.2025
77
Более 600 грузовых автомашин ожидают въезда в ЕС – пропускать их сопредельная сторона не торопится. Литовские контрольные службы, как говорят в народе, работают как мокрое горит.
По сводкам Госпогранкомитета, на 13 февраля меньше всего грузового транспорта за 24 часа проследовало в Литву через погранпереход «Мядининкай» – там оформили лишь 10 % транспорта от нормы.
Побывали в пункте пропуска «Каменный Лог» (сопредельный «Мядининкай»), пообщались с водителями и увидели всё своими глазами.
Пункт пропуска «Каменный Лог» – один из двух оставшихся между Беларусью и Литвой. Дорога, ведущая через него, – популярный маршрут у туристов и коммерческих фирм по грузоперевозкам.
Понятно, каждого интересует информация об очереди на границе.
На часах 10.00. На улице мороз, но холодная погода, видимо, не повод для литовских контрольных служб, чтобы ускорить процесс оформления транспорта. На это сетует не один водитель большегруза. Конечно, теперь фуры не стоят по 3-4 недели, как это было летом и осенью, но тем не менее ждать приходится.
– Приехал 10 февраля, по электронной очереди был под номером 250. Сегодня, 13 февраля, – передо мной ещё 20 машин. Надеюсь, к вечеру попаду в пункт пропуска, – говорит водитель-белорус.
– Не пугает мороз? – интересуюсь у дальнобойщика.
– Нет, – улыбается он. – Я местный – эти дни дома переждал. Спросите у тех, кто здесь днюет и ночует.
Правда, дать комментарии большинство отказываются, ссылаясь на то, что потом могут быть проблемы с пересечением границы.
– Простоять 3-е суток на обочине – та ещё история, – наконец-то решается один из них. – Конечно, не хочется, кому нравится такая жизнь! А что сделаешь? Литва не торопится, а выхода нет – ехать надо.
Эту фразу не раз нам пришлось услышать и в самом пункте пропуска.
Сетуют на работу «Мядининкай» и водители автобусов. Один из них ночью ехал в Литву, теперь возвращается в Беларусь.
– Литовская сторона ночью плохо работала. Приехал в пункт пропуска, был третьим, в итоге на полтора часа отстал от времени по маршруту. Люди спешили, кто в аэропорт – паниковали. Пришлось ехать побыстрее, –рассказывает водитель автобуса. – Конечно, летом было сложнее – и очереди были большие, и людей было много. В целом всё зависит от того, как работает литовская сторона. Они могут оформлять быстро, но не всегда хотят. Возможно, это человеческий фактор.
К слову, в пункте пропуска можно встретить как машины с номерами разных стран, так и людей разных национальностей.
У всех одна цель – пересечь границу как можно быстрее.
Дарья родом из Краматорска, живёт в Минске, а учится в Познани. К слову, семья перебралась в Беларусь ещё в 2014 году – и наша страна, отмечает девушка, приняла их радушно.
Последние два года девушка «путешествует» между двумя странами – Беларусью и Польшей – постоянно.
– В Беларуси я закончила школу, здесь у меня друзья. Наша семья переехала сюда в связи с опасностью для жизни. Мне было 8 лет, когда папа решил нас перевезти. В то время ему поступило предложение о работе, – рассказывает Дарья. – Сессия сдана – хочется к родителям, поэтому и еду.
В отличие от Дарьи, которая на автобусе пересекла границу достаточно быстро, минчанину-белорусу на автомобиле, который он гонит для фирмы, довелось провести в литовском пункте пропуска немало часов.
– Простоял в очереди 6 часов. Почему, не знаю! Езжу часто. Бывало и подольше! – вспоминает молодой человек. – Не очень большое удовольствие стоять на морозе, и расход топлива больше. А кто что объяснит? Люди уже и не спрашивают.
Ещё один белорус, пересекающий в тот день границу, работает в Вильнюсе:
– Белорусскую сторону прошёл быстро: оформили, а выехать не могу – Литва не берёт.
Рекорд мужчины простоя на границе – двое суток.
– В прошлом году ехал с Литвы: 24 декабря стал – 26 ночью приехал домой. Все ехали на праздники, людей много – очередь более 5-ти километров собралась, – рассказал мужчина.
Затронули в разговоре и тему пересечения границы автомобилями с белорусскими номерами. Напомним: ещё летом власти Литвы приняли решение, согласно которому владельцы автомобилей с белорусскими номерами обязаны были вывезти такие машины из Литвы либо перерегистрировать их до 18 января 2025 года.
Интересуемся у пересекающих границу, слышали ли они что-нибудь об этом?
– Кто работает в Литве – всех пропускают. А какой у них выход? Трудовые ресурсы всем нужны, – улыбается один мужчина.
– Что-то слышал такое, но меня эта тема не касается, – говорит второй.
– Литовцы ещё в августе обещали открыть «Котловку», только она до сих пор не работает. Поэтому верить на слово никому нельзя, – улыбается третий.
Что ж, поживём – увидим!
КОМПЕТЕНТНО
Андрей Бернюкевич, начальник смены отделения пограничного контроля «Каменный Лог»:
– Обстановка в пункте пропуска «Каменный Лог» стабильная. Если говорить о сопредельной стороне, то пропускную способность она не выполняет. Наблюдается скопление грузовых транспортных средств. Что касается легковых, то оформление тоже идёт с задержкой.
За предыдущие сутки было оформлено 50 грузовых транспортных средств, что составляет только 10 % от пропускной способности.
Сегодня, например, в среднем в час Литва «брала» 7 грузовых машин.