Меню
Мозырский пограничный
отряд

Крылатые часовые рубежей Отчизны. Они видят Наровлянщину с высоты

Крылатые часовые рубежей Отчизны. Они видят Наровлянщину с высоты

01.03.2024

162


Надежная охрана государственной границы складывается из высокопрофессиональной службы всех сотрудников пограничного ведомства. В этом ответственном деле важна работа каждого структурного подразделения пограничной службы, каждого звена. Безусловно, значительную роль в слаженной системе играет пограничная авиация.


От винта! Чтобы подробнее узнать о службе на высоте птичьего полета отправляемся в окрестности Мозыря. Здесь, в деревне Боков, расположился когда-то весьма оживленный авиаузел с капитальным аэровокзалом. Еще три десятилетия назад оттуда отправлялись регулярные рейсы в Минск, Киев, Москву, а также в соседние райцентры. Билет по маршруту Мозырь — Наровля — Хойники — Гомель стоил около 4 рублей. Но гражданская авиация давно в прошлом. Сейчас на территории аэропорта базируются авиаподразделение МЧС и авиационный отдел Мозырского пограничного отряда. В последний мы и направляемся. При въезде нас встречает начальник отдела подполковник Владимир Жуковский. Он рассказал, что вверенная ему служба создана в 2016 году. В ее составе начальник авиационного отдела, старший штурман, два инженера. А также мобильная группа автожиров и мобильная группа беспилотных авиационных комплексов.


Несмотря на небольшой штат, под контролем авиаторов отдела находится охраняемая граница протяженностью 365 км. А о их квалификации красноречиво говорят достижения: авиационный отдел Мозырского пограничного отряда признан лучшим авиационным подразделением органов пограничной службы по итогам 2023 года. — Как бы банально ни звучало, но в нашем деле нет случайных людей. Тот, кто однажды поднялся в небо, уже не сможет без него жить, — отмечает Владимир Жуковский. Подполковник поделился историей своего пути в профессию: — Мой одноклассник, у которого папа был летчиком, после окончания школы собрался поступать на недавно открывшийся авиационный факультет Военной Академии Республики Беларусь. Я тоже решил попробовать свои силы и поступил. Во время обучения летал на вертолетах Ми-2, Ми-8, Ми-24. После окончания пошел служить на 181-ю вертолетную базу в Засимовичах (Пружанский р-н, Брестская обл. — Прим. авт.) А в 2016 году перевелся в Мозырский погранотряд.


Дело техники У Владимира Владимировича богатый практический опыт — без малого 700 часов налета. Здесь успел освоить новую для себя технику — автожир. Сейчас обучается управлению беспилотниками. Эти чудеса технического прогресса находятся на вооружении отдела. — С помощью наших летательных аппаратов мы проводим воздушную разведку, — рассказывает Владимир Владимирович. — Выполняется вылет, переходим на границу и осматриваем местность. При этом имеем связь с пограничными нарядами и, в случае обнаружения нарушителей пограничного режима, докладываем наземным подразделениям, ориентируем их на местности. Наряды находят нарушителя и перехватывают его. Мобильной группой автожиров руководит майор Артем Морозов. Летчик-истребитель служил в Лиде, летал на L-39. Офицер родом из Калинковичей, когда появилась возможность, перевелся в Мозырь, поближе к дому. — Автожир имеет высокую маневренность, для его взлета требуется короткий разбег, а посадка может осуществляться без пробега или с пробегом в несколько десятков метров. Преимущество автожиров в том, что у них имеется широкий обзор и гораздо меньшая вибрация по сравнению с вертолетом, — поясняет Артем Валерьевич.


О летательном аппарате он может говорить долго. Впрочем, как и старший лейтенант Тимофей Вячеславович Барзенков о беспилотниках. — У нас есть несколько видов беспилотных летательных аппаратов, которые используются в охране Государственной границы. Многие думают, что управление «беспилотником» сравни игре в приставку, но это далеко не так. Управление БПЛА требует определенной подготовки, знания технических характеристик устройства и определенных навыков. Да и на кону не просто победа в виртуальной игре, а защита рубежей Родины, — подчеркивает пограничник. Общаясь с авиаторами, понимаешь, что они безгранично влюблены в дело, которым занимаются. Каждый из них — не только образец добросовестного работника, но и пример офицерской доблести и чести. Для них небо — это жизнь. — Летать — это кайф. Эти ощущения невозможно описать. Чтобы понять, о чем я говорю, нужно взлететь, пролететь и прочувствовать самому весь спектр эмоций, — подытожил подполковник Владимир Жуковский.


Алеся ЛИТВИН, фото Виктора ПАВЛОВА