26.10.2025
1
Рядовой Панкратьев и немецкая овчарка по кличке Цейк уверенно отрабатывают элементы на полосе препятствий. Для Цейка все понятно и просто — он один из опытнейших в расположенном на территории пограничной заставы «Новая Гута» питомнике служебных собак. Герман Панкратьев – военнослужащий срочной службы. На границу пошел служить по желанию, при этом хотел стать именно кинологом. Увидев нашего фотокора, Цейк немного засмущался и замедлился, словно хотел дать понять, что он здесь не показухой занимается, а работает, и ему не до фотосессии. Характер!
Неудивительно, ведь на пограничную службу попадают не простые псы, а представители элитных пород. Их разведением и начальной дрессировкой занимается кинологический центр, действующий на базе Сморгонской пограничной группы. Пограничники работать со щенками здесь начинают буквально с рождения и на протяжении четырех месяцев. Этот период позволяет определить, пригоден ли щенок для службы.
В кинологическом центре также готовят специалистов-кинологов по разыскной (поиск человека по запаховому следу) и специальной службе (поиск оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств). Герман Панкратьев также прошел обучение в кинологическом центре, успешно пройдя все выпускные испытания был направлен в Гомельскую пограничную группу.
Хвалить, нельзя ругать
Цейк выполняет очередной элемент, инструктор служебных собак рядовой Герман Панкратьев гладит пса за ухом, хвалит.
— Хвалить собаку нужно обязательно, — поясняет начальник службы собак Евгений Печкуров. — Когда мы отрабатываем различные навыки: идем по следу, делаем выборку, всегда за выполненной работой следуют похвала и какое-то лакомство. Так собака понимает, что она делает верно, и имеет за это вознаграждение.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз смотрел какой-нибудь сериал о бравых полицейских и их верных четвероногих помощниках. Так вот, у мохнатых сыщиков на границе задачи куда сложнее, здесь своя специфика, и на такую службу отправляются только лучшие. Охрана Государственной границы для собаки столь же ответственное дело, как и для человека, требует особой выносливости и выдержки.
— У собак, которые служат на границе, выше длина и давность следа, — поясняет Евгений Сергеевич. — Так, для сторожевых собак длина следа составляет четыре километра и давность более трех с половиной часов, а для разыскных — свыше пяти километров и свыше пяти часов соответственно.
Взять след
Сегодня на погранзаставе «Новая Гута» верно трудятся две разыскные и три сторожевые собаки — немецкие овчарки Цейк, Флинт и Арнольд, и «бельгийцы» Анита и Бахар. Они не просто сидят в вольерах, а каждый день отрабатывают свою программу, выполняя различные элементы: обыск, выборку, поиск, общий курс дрессировки. Особую важность и сложность имеют следовые тренировки, где животные закрепляют свои навыки поиска и отслеживания запаха человека. Каждая собака в месяц проходит 16 таких тренировок. Как это происходит? Человек, выступающий в роли помощника, получает данные километража, места, количества углов, берет вещи и отправляется в указанную точку. Его задача — проложить след. Дальше, с учетом выбранных длины и давности следа, собаку ставят на след, и она начинает поиск.
Эти ежедневные тренировки могут показаться изнурительными как для пограничника, так и для животного. Но именно отработка навыков дает свой положительный результат уже в реальных ситуациях. Так, в этом году военнослужащими погранзаставы «Новая Гута» при помощи служебных собак было выявлено немало нарушений законодательства о государственной границе.
— Несомненно, с собаками легче вести поиск, — рассказывает рядовой Панкратьев. — Когда собака работает по следу, мы уже приблизительно знаем, в каком направлении идет нарушитель. Это дает возможность усилить объекты в его локации. К тому же поиск значительно сокращается по времени. Кстати говоря, собаки у нас работают на свободном поиске, то есть без поводка. Она стала на след и побежала... Плюс в том, что ты ее не дергаешь, не срываешь со следа. Сегодня, правда, одну собаку берем на поводок, потому что с ней работает новый вожатый, надо время, чтобы животное привыкло.
Собака с человеком должна подружиться, принять того, кто с ней будет работать. Обычно, по словам Евгения Сергеевича, с этим проблем нет. Случается, что собака показывает свой характер. Происходит это, когда меняются вожатые, увольняясь в запас. Она тоскует. И здесь важно проявить к ней больше любви, уделить больше внимания и времени. Евгений Печкуров — опытный пограничник-кинолог, уже десять лет он занимается собаками, знает, как найти к ним подход, и всегда помогает, подсказывает своим подчиненным — военнослужащим срочной службы.
Верой и правдой
В органах пограничной службы нашей страны сегодня служит более 650 собак. Без них уже трудно представить охрану границ, ведь служебные собаки значительно повышают эффективность охраны рубежей. Они не просто помогают вычислить нарушителей, но порой превосходят технические средства, особенно в условиях сложного рельефа или когда необходимо быстрое реагирование. У каждой собаки свой характер, свои обязанности они воспринимают как игру, но выполняют их ответственно и профессионально.
По словам начальника службы собак Евгения Печкурова, собака может прослужить, выполняя качественно свою работу, в целом лет 10–12:
— Сказать однозначно сложно, бывает по-разному, и не всегда возраст становится определяющим. Если собака еще может служить, мы ее не списываем со счетов, работаем с ней дальше. Единственное, уменьшаем нагрузку.
В случае когда собака уже не выносит нагрузок, но остается работоспособной, она может продолжать служить, например, в качестве сторожевой. А вообще, когда служебная собака уходит на пенсию, в большинстве случаев своих четвероногих сослуживцев забирают себе пограничники. И это, пожалуй, наилучший вариант. Они вместе проводили много времени, привыкли друг к другу. К тому же отношения между кинологом и служебной собакой — это не только эмоциональная связь, это особые отношения, в основе которых — взаимное доверие и преданность.
Разделы портала