Меню
Гродненская пограничная
группа

"Свинцовый лес", "секрет" и более 30 километров пешком. Как служат на заставе им. Виктора Усова на границе Беларуси, Польши и Литвы

"Свинцовый лес", "секрет" и более 30 километров пешком. Как служат на заставе им. Виктора Усова на границе Беларуси, Польши и Литвы
"Свинцовый лес", "секрет" и более 30 километров пешком. Как служат на заставе им. Виктора Усова на границе Беларуси, Польши и Литвы

09.10.2019

399


3 октября 1944 года Гродненская пограничная группа получила свое Боевое знамя. Этот момент можно считать днем рождения пограничного соединения, которое за 75 лет зарекомендовало себя как элитная боевая единица, где мечтают служить многие призывники.

Именем героя

У Гродненской погрангруппы много славных и насыщенных страниц истории: и одной из, пожалуй, самых ярких является первая пограничная застава имени Героя Советского Союза Виктора Михайловича Усова. С течением времени все погранзаставы, которые приняли на себя первый удар нацистов, сменили свою дислокацию, кроме одной – заставы имени Усова. В первую очередь, это обусловлено территориальным расположением, ведь она находится на стыке границ трех государств: Беларуси, Литвы и Польши. Во-вторых, ее нерушимость как и десятилетия назад – дань уважения героизму личного состава тогда еще 3-й пограничной заставы, задержавшего наступление немецких войск на восемь часов. Исторически зафиксированный факт: командование вермахта даже вернуло танки, которые уже действовали в тылу пограничников, поскольку ни бомбардировка, ни огонь артиллерии не смогли сломить сопротивление горстки отчаянных храбрецов. Через несколько лет, уже после освобождения Беларуси в ходе операции «Багратион», вокруг разрушенной заставы пытались пилить лес, но топоры отскакивали от деревьев, а пилы тупились и ломались – так много свинца и железа обрушили немцы на пограничников в то летнее утро. 6 мая 1945 года командиру заставы лейтенанту Виктору Усову, который, несмотря на пять ранений, руководил обороной заставы, посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Впрочем, дело Виктора Михайловича не забыто: недалеко от чудом уцелевшего здания, последнего свидетеля обороны заставы, стоит памятник молодому командиру.

В казарменном помещении сразу на входе стоит безукоризненно заправленная кровать, на одеяле аккуратно лежит офицерская фуражка. Каждый солдат, даже недавно прибывший в часть, знает, что эта кровать неприкосновенна.

В наше время границу на замке в этом районе держат около 50 солдат, прапорщиков и офицеров, благодаря которым застава работает как великолепно отлаженный механизм. Про тонкости и нюансы пограничной службы нам рассказал исполняющий обязанности начальника пограничной заставы имени Усова лейтенант Андрей Синкевичус:

– На сегодняшний день застава является боеспособным подразделением, которая охраняет границу с двумя соседними республиками: польской и литовской. Помимо этого она является еще и музеем под открытым небом. Ежегодно сюда приезжают туристы из Беларуси и других государств. Очень много иностранных гостей прибывает с родины Виктора Усова – города Никополя. Их привлекает история заставы и живописные места возле Августовского канала.

Каждое лето с 1 мая по 1 октября погранзастава обеспечивает проход безвизовых туристов на пункте пропуска «Лесная–Рудавка», который находится на ее участке ответственности. Туристический ажиотаж наблюдается нешуточный, особенно в летнее время:

– Мы осуществляем пропуск через государственную границу и пеших туристов, и тех, кто приплывает на пароходах через шлюзовую систему Августовского канала. Ежегодно приезжают тысячи человек, причем не только из Европы, но и с других континентов. Пропускная система максимально упрощена: турист показывает паспорт, его проверяют на подлинность – и на этом все.

Сон по 8 часов и пограничный "секрет"

Один день из жизни пограничника серьезно отличается от дня обычного военнослужащего Вооруженных Сил, и все благодаря специфике работы. Распорядок дня, как и в любой другой воинской части, здесь имеется, но он расписывается индивидуально для каждого солдата. Приемы пищи, сон, наряды – все строго регламентировано. Спят солдаты по 8 часов в сутки, но это, если повезет, ведь нарушители границы обычно пытаются переправиться ночью. Если вдруг сработает сигнализационный комплекс или дозор заметит следы нарушителя, то весь личный состав моментально поднимается «в ружье».

– Все наряды пограничников уже подробно были описаны во многих художественных фильмах, таких как «Государственная граница», – улыбается Андрей Синкевичус. – Они как были испокон веков, так и остались: дозор, «секрет», часовой и тревожная группа. Кто и в какой наряд отправляется доводят при оглашении боевого расчета на следующие сутки. Новый день, кстати, в отличие от других ведомств, начинается в 20.00, а не в полночь.

Только начальник заставы знает, сколько дозорных отправятся на тот или иной участок и в каком месте спрячется и затаится солдат в ожидании нарушителя. Поэтому даже если нарушителю кажется, что он выучил график смены нарядов и однозначно «проскочит» границу, то сильно ошибается: в самый ответственный момент из «секрета» перед ним возникнет человек с автоматом наперевес.

Пограничники порой удивляются, на какие уловки идут люди, чтобы перейти границу или переправить контрабандный товар. Впрочем, солдат этими хитростями не проймешь:

– Не так давно с соседней заставы поступил сигнал тревоги, нас подняли «в ружье», – рассказывает командир отделения младший сержант Вячеслав Гриневич. – Два человека на стыке границ ответственности двух застав пытались пронести товарно-материальные ценности, но их обнаружил «секрет». Нарушители бросили вещи и попытались скрыться, однако пограничники с соседней заставы выгнали их на нас. Ребята попались отчаянные: прыгнули в реку и переплыли ее, пытаясь сбить со следа служебную собаку. Мы преследовали их еще около семи километров. Нарушителям сбежать не удалось: сказалась усталость, вдобавок они испугались собаки, которая без устали их догоняла.

Поражает то, с каким усердием люди готовятся к этому мероприятию. Надевают легкие кроссовки для бега, берут маскхалаты, паспорт приклеивают скотчем к руке… Впрочем, несмотря на эти ухищрения, мы все равно пресекаем все попытки пересечения государственной границы.

Стражи границы на четырех лапах и хитрости нарушителей

Служебные собаки пограничников действительно могут навести страху на контрабандистов, но внешне они кажутся совершенно безобидными. Вместе с рядовым Славомиром Абашиным и с инструктором служебных собак сержантом Ильей Королем отправляемся в дозор на один из участков границы с Польшей. Состав традиционный: два солдата и собака. С некоторой опаской пытаюсь погладить верного друга пограничника.

– Знакомьтесь, это Шура. Среди наших служебных собак она уже ветеран, ей 11 лет. Кусаться не будет, обещаю! – смеется Илья. Шура и впрямь демонстрирует верх дружелюбия, всячески демонстрируя, как она соскучилась по своему товарищу. Не обошлось и без небольшой фотосессии: Шура оказалась замечательной моделью:

– Это вы еще Соню не видели, – замечает Славомир, – она здесь самая молодая, носится как угорелая.

Вместе с пограничниками забираюсь в машину, Шура заскакивает на уже привычное место в багажнике – и вперед, на границу. Через несколько километров замечаю сетку в человеческий рост и прилегающую к ней взрыхленную полосу земли. Ребята тут же отвечают на вполне резонный вопрос:

– Сетка – это сигнализационный комплекс, благодаря которому мы и ловим нарушителей. Полоса – это уже второй рубеж «обороны»: нарушители, пересекая ее, в любом случае оставят следы, даже если попытаются замести их. Если дозор обнаружит признаки пересечения границы, на место тут же выезжает тревожная группа.

Подъезжаем к одному из участков. Солдаты выходят из машины, поправляют снаряжение и тут же расходятся. Старший переходит ту самую разделительную полосу и начинает патрулирование. Чуть поодаль следует другой солдат с собакой. В дозор военнослужащие ходят с полной выкладкой, вес амуниции достигает десяти килограммов, а им в этом еще и по лесу бегать за контрабандистами, что одеты налегке. Да и сам дозор – та еще нагрузка для ног: патрулирование одного фланга – это около 16 километров в одну сторону и столько же обратно. Это расстояние нужно пройти за шесть часов, и так практически каждый день. На вопросы о мозолях ребята отрицательно качают головой: ноги уже загрубели и привыкли, хоть поначалу и было трудно.

Через несколько минут мимо нас проезжает машина со включенными мигалками.

– Тревожная группа поехала, – провожает машину взглядом Славомир. – Значит комплекс сработал.

Оставив дозорных патрулировать границу, мы возвращаемся обратно на заставу. В казарме по обыкновению тихо: кто-то из солдат читает книгу, кто-то спит, ведь уже через несколько часов ему выходить в дозор. Впрочем, спокойно и безмятежно здесь лишь на первый взгляд. Как только дежурному на пульт поступит сигнал тревоги, весь личный состав спешно покинет расположение, чтобы в очередной раз подтвердить: граница у пограничной службы всегда на замке, а ключ от нее – в надежных руках.